Логопедические игры по дороге домой

Логопедические игры по дороге домой

 

    Многие родители считают, что у них совсем нет времени заниматься с ребенком. На самом деле оно у вас есть. Предлагаем  вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы добираетесь до дома.       

С помощью таких игр ребенок учиться: рассуждать, классифицировать, обобщать, исключать лишнее, правильно согласовывать слова, правильно употреблять лексико-грамматические категории и многое другое.

 

Игра «Отгадай предмет по его части»

   Ножки, сиденье, спинка (стул)

   Ствол, ветки, листья, кора. (дерево).

   Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

   Крыша, стены, окна, дверь (дом).

 

Игра "Художник"

Представьте, что вы можете раскрасить все вокруг любым цветом (зеленым, синим и. т. д). Посмотри вокруг и скажи какого цвета все стало: красное небо, красное дерево, красный забор, красная кошка...)

 

 Игра «Отгадай, что это»

 Например:

 Растут на грядке в огороде, из них можно сделать салат (овощи).

 Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

 Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

 

Игра «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

  Кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

  стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

  пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

  слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

  волк, собака, рысь, лиса, заяц.

 

Игра "Кто, что делает?"

Задача ребенка придумать как можно больше слов к слову (кошка, воробей, машина, дерево...). Кошка - мяукает, бежит, прыгает, шипит..., машина - едет, гудит, везет грузы...

 

Игра «Цепочка слов»

Называть по очереди слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. Пример: сова – апельсин – носок – кот…

Развивайте ребенку ориентацию в пространстве: «Назови, что находиться  слева от тебя, справа, ближе, выше,..  и т.д.», на листе бумаги – игры «Морской бой», «Крестики-нолики».

 

Игра «Из чего какое?»: Сок из яблок – яблочный, а из груш? Слив? Дом из кирпича – какой? Книга из бумаги, одеяло из шерсти  и т.д.

Развивайте слуховую память. Начиная с 3-5 коротких слов, попросите ребенка запомнить и повторить их. Доведите до 10 слов. Так же поиграйте с числами.

 

Игра «Чей хвост (голова, ухо, глаза)?»: у медведя – медвежий (медвежья, медвежье, медвежьи), а у змеи, у утки, у верблюда, у козы, и т.д.

Развивайте ориентацию в собственном теле: «Покажи левую руку, правую ногу, правую коленку.  Дотронься левой рукой до правого уха, до левого колена, правой рукой прикрой правый глаз и т.д.»

 

Игра «Кто у кого?» У лисы – лисята, а у волка,  собаки, свиньи, овцы…

 

Игра «Большой-маленький» Стол – столик, рука — ?.. (ручка), язык — ?..

 

Игра «Похлопай, как я!» Вы отхлопываете (можно отстучать по столу любым предметом) сперва простые ритмы, затем сложнее. Ребенок слушает и старается его воспроизвести.

 

Играйте каждый день и результат не заставит себя долго ждать!

Подготовлено учителем-дефектологом Раманеня Т.С.

свернуть

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок хорошо учился в школе и писал без ошибок. Письменная речь формируется на основе устной, поэтому велика вероятность, что недостатки устной речи приведут к плохой успеваемости в школе., ошибкам на письме.

Для того, чтобы правильно произносить все звуки губы и язык ребенка  должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда переключаться от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для формирования правильного звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1.Благодаря регулярному выполнению артикуляционной гимнастикой и упражнений по развитию фонематического слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

 

2.Выполнение артикуляционной гимнастики не только на занятиях, но и дома значительно ускоряет процесс постановки и автоматизации звуков. (Артикуляционная гимнастика является основой для постановки звуков.)

 

3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

 

Рекомендации к проведению упражнений:

Удобнее всего выполнять артикуляционную гимнастику до или после чистки зубов

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Затем, когда ребенок научился правильно выполнять упражнения, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
  • Статические упражнения (на удержание позы) проводятся под счет до 5, затем до 10. Динамические упражнения (упражнения с движением) выполняются ритмично, по команде взрослого. Каждое упражнение повторяется 3-5 раз.

(Если ребенок не понимает, куда нужно поставить язык-необходимо дать ему тактильную подсказку, т.е. дотронуться до нужного места ватной палочкой или зубной щеткой)

  • Упражнения нужно выполнять каждый день. Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Подготовлено учителем-дефектологом Раманеня Т.С.

свернуть

График работы учителя-дефектолога

        График работы учителя-дефектолога                                                        

               Раманеня Татьяна Сергеевна

в пункте коррекционно-педагогической помощи

 

День недели

Время работы

Понедельник

08.45 – 12.45

Вторник

08.45 – 12.45

Среда

08.45 – 12.45

Четверг

08.45 – 12.45

Пятница

08.45– 12.45

 

Консультации для законных представителей воспитанников: 1-ая среда месяца 18.30 – 19.00.

Консультации для педагогов: 2-ой понедельник месяца 12.45 -13.15

свернуть

Функционирование пункта коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) в УДО

Деятельность пункта коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) 

 Цель: оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают временные трудности в освоении  образовательной программы дошкольного образования.

 Задачи:

  • осуществление углубленного психолого-педагогического обследования ребенка с целью определения оптимальных путей оказания коррекционно-педагогической помощи;
  • создание необходимой коррекционно-развивающей среды для обеспечения индивидуально-ориентированной педагогической помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;
  • формирование общих способностей к учению с целью обеспечения выполнения детьми образовательных стандартов на уровнях дошкольного образования;
  • повышение уровня интеллектуального развития детей за счет развития психических процессов, формирования позитивной мотивации к учебной деятельности, регуляции функций самоконтроля у детей;
  • разработка и реализация перспективных планов работы по исправлению индивидуальных нарушений развития с учетом структуры и степени тяжести нарушений развития, выявленных у детей;
  • консультирование педагогических работников учреждения образования, на базе которого открыт пункт, законных представителей детей по вопросам индивидуализации обучения и воспитания.

Показания к зачислению в  пункт коррекционно-педагогической помощи

В ПКПП зачисляются дети  с относительно более лёгкими речевыми нарушениями, а именно:

  • фонетические нарушения речи (дислалия, стертая форма дизартрии, );
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (дислалия, дизартрия, );
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи; общее недоразвитие речи (3 ур.р.р., 2 ур .р.р.);
  • нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, брадилалия, тахилалия).

Зачисление в  пункт коррекционно-педагогической помощи

Зачисление детей в  пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:

  • заявления законного представителя обучающегося;
  • заключения центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).

Процесс обучения в пункте коррекционно-педагогической помощи

Обследование детей и комплектование групп  осуществляется в период  с 1 по 15 сентября. В первую очередь зачисляются дети старшего дошкольного возраста.  Дети с заключением ЦКРОиР, в случае  отсутствия свободных мест в ПКПП, ставятся  на очередь. Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая.                                                                       Количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается руководителем учреждения образования. Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся с ОПФР.

 

Психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей с особенностями психофизического развития.

В результате психолого-медико-педагогического обследования членами комиссии составляется заключение ЦКРОиР, содержащее:

- описание структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения;

- рекомендации об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказании коррекционно-педагогической помощи или о создании ему специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования.

В заключении ЦКРОиР в письменной форме оформляется согласие (несогласие) законного представителя с рекомендациями об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по образовательной программе специального образования.

Если обследование проходит на базе ЦКРОиР родителю и ребенку обязательно при себе иметь маску, сменную обувь или бахилы. Ребенок с явными признаками заболевания (грипп, ОРВИ, ветрянка и т.п.) не допускается к обследованию специалистами ПМПК.

Предварительная запись на психолого-медико-педагогическую комиссию обязательна и осуществляется по телефону  +375175022368. ЦКРОиР Минского р-на, п.Ратомка, ул.Заславская, 8а.

Дополнительно Вы можете обратиться:

Государственное учреждение образования «Минский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» г.Минск, пер. Велосипедный, д.8А (3 этаж) тел.+375173302627. 

 Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы:

 Педагогическая характеристика, представляемая учреждением (организацией), в котором обучается или воспитывается ребенок.

  1. Выписка из истории развития ребенка.
  2. Медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета) (г.Минск, ул. П.Бровки 7, запись на прием  +375172708915.)
  3. Рисунок ребенка карандашом.

  Перечень медицинских документов, необходимых для обследования ребенка в условиях ПМПК:

  1. ВЫПИСКА из амбулаторной ( медицинской ) карты ребенка по месту медицинского обслуживания. В выписке д.б. отражены данные с обменной карты новорожденного ( вес, рост, при рождении, АПГАР и т.п.)

2.Консультативное заключение детского психиатра ( ТОЛЬКО ДЛЯ ДЕТЕЙ КОТОРЫЕ ПЛАНИРУЮТ ИЛИ УЖЕ ОБУЧАЮТСЯ ПО        ПРОГРАММЕ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ, ТНР; при наличии или подозрении у ребенка диагноза АУТИЗМ ИЛИ МОТОРНАЯ АЛЛАЛИЯ).

  1. Справка об отсутствии учета у психиатра ( только для детей ПКПП и детей обучающихся в специальных группах ,классах/ группах интегрированного обучения и воспитания по программе для детей с ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ .Данная справка берется в регистратуре учреждения здравоохранения по адресу г.Минск, ул. П.Бровки, 7, законным представителем при предъявлении паспорта БЕЗ РЕБЕНКА!!!

4.Для детей с нарушением слуха, зрения, опорно- двигательного аппарата, с заиканием ОБЯЗАТЕЛЬНО наличие консультативного заключения врача узкой специализации.( лора, окулиста, невролога и т.п.)

Важно знать!

Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), лучше, если это будет мама, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов по сбору информации о ходе раннего развития ребёнка, если возникнет такая необходимость, в исключительных случаях – по доверенности.

За несколько дней до обследования родители могут в непринужденной форме создать у ребенка позитивный настрой на обследование: сориентировать дошкольника на игровую деятельность со специалистами, а школьника на общение с педагогами.

Перед прохождением обследования на ПМПК и во время него необходимо сохранять спокойствие. Помните, что тревога родителей может передаваться ребенку.

Внимательно выслушав рекомендации специалистов по результатам обследования ребенка, родители могут задать вопросы, уточнить то, что непонятно. После обследования похвалите ребенка, даже если он отвечал не совсем так, как Вы ожидали.

В дальнейшем многое зависит от Вас! Успехов!

Подготовлено учителем-дефектологом Раманеня Т.С.

свернуть

Дыхательная гимнастика

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от физиологического тем, что это управляемый процесс.

Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.

Выполнение упражнений дыхательной гимнастики способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей (ринита, ринофарингита, гайморита, хронического бронхита и др.).

В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания.

«Задуй упрямую свечу»

В правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно вдыхать, «гасить свечу».

«Паровоз»

Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

«Пастушок»

Подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

«Гуси летят»

Медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8 – 10 раз).

«Кто громче»

Выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.

«Аист»

Стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6 – 7 раз).

«Маятник»

Сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 с.), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох. Повторить 3 – 4 раза.

«Охота»

Закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т. д.).

«Шарик»

Представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1- 5 медленно выдохнуть.

«Каша»

Вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

«Ворона»

Сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар!

«Покатай карандаш»

Вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

«Греем руки»

Вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно вдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Пилка дров»

Встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.

«Дровосек»

Встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6 – 8 раз.

«Сбор урожая»

Встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, – вдох (пауза 3 с.). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3 – 4 раза.

«Комарик»

Сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.

«Сыграем на гармошке»

Встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 с.). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув первый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3 с.). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3 – 4 раза.

«Трубач»

Поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнести «ту-ту-ту» (10 – 15 с.).

«Жук»

Сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад, – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

«Шину прокололи»

Сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».

Подготовлено учителем-дефектологом Раманеня Т.С.

свернуть

Развитие фонематического слуха

Развитие фонематического слуха

Младший дошкольный возраст

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: “ апиед “ вместо велосипед), неправильное ударение и пр.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие - крикливо.

Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

«КТО ЧТО УСЛЫШИТ?»

Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.

Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п.

Ход: Взрослый за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

 «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?»

Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка.

Ход: Взрослый сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Взрослый предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:

 - Возьми мишку и посади в машину.

 - Возьми мишку из машины.

- Посади в машину куклу.

 - Покатай куклу машине.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.

 «ГДЕ   ПОЗВОНИЛИ?»

Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.

Оборудование: Колокольчик.

Ход: Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

«УРАДАЙ,  НА  ЧЕМ ИГРАЮ»

Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.

Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.

Ход: Взрослый поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда взрослый убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Взрослый повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».

 

Средний дошкольный возраст

«ЯПОНСКАЯ   ПЕЧАТНАЯ   МАШИНКА»

Игра направлена на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, ксилофон).

«ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»

Цель: развивать у детей слуховое внимание.

Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

 Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.

Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.

 «ХЛОПКИ»

 Цель: развитие речевого слуха: развитие слухового внимания.

 Ход игры: дети сидят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Взрослый условливается с ними, что он будет считать до пяти, и, как только он произнесет число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Дети вместе с педагогом громко считают по порядку, одновременно сближая ладони, но не хлопая ими. Педагог 2 – 3 раза проводит игру правильно. Затем он начинает «ошибаться»: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит руки, как будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть, стоя за кругом.

 «КТО ЛЕТИТ (БЕЖИТ, ИДЕТ, ПРЫГАЕТ)?»

 Цель: развитие речевого слуха: развитие слухового внимания.

 Ход игры: дети сидят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: «Я буду говорить птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и т.д., а вы каждый раз поднимайте руку. Но внимательно слушайте, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например, кошка летит, тогда руки поднимать нельзя». В конце игры педагог называет более внимательных.

 

Старший дошкольный возраст

К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но педагог по- прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их (с- з, с- ц, ш- ж, ч- щ, с- ш, з- ж, ц- ч, с- щ, л- р). С этой целью проводится ежедневно артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков произношения.

Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. 

Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж  и другие.

Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова; определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

«ПОЙМАЙ ЗВУК»

Выделенные в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э).

Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок  должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:

А – У – М – А – У – М – И – С – Ы –  О – Э – Р – Ш –  Ф – Л – В – З –  Ж – Х – Ы – А 

Лото «НАЗОВИ КАРТИНКУ И ОПРЕДЕЛИ ПЕРВЫЙ ЗВУК»

 Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

 Описание игры. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре на каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.      

«ЗАМКНИ ЦЕПОЧКУ»

Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Игры могут быть устные, с перекладыванием мяча, а можно выполнить настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению.

 «НАЙДИ ФИШКЕ МЕСТО»

Цель игры: научить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), опираясь на громкое проговаривание.

Описание игры. Для игры понадобятся карточки, на каждой помещена предметная картинка и схема:  прямоугольник, разделённый на три части. В правом верхнем углу дана буква, обозначающая заданный звук. Кроме предметных картинок заготавливают фишки по числу карточек.

Ход игры. Играть может несколько человек, но не больше, чем заготовлено карточек. Все карточки и фишки лежат на столе. Играющие берут себе по одной карточке, рассматривают и называют вслух картинку, букву и определяют позицию заданного звука в слове - названии картинки, выкладывая на соответствующее место по схеме фишку. Затем берут следующую карточку. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут проанализированы. Выигрывает тот, кто успел правильно проанализировать большее количество карточек на своем игровом поле.

Лото «ПАРОНИМЫ»

Цель: развитие умения различать слова – паронимы на слух.

Описание игры. Игра состоит из больших карт, на которых нарисовано по несколько картинок, названия которых могут составить пары слов – паронимов, но парные картинки не находятся на одной карте. У ведущего – маленькие карточки с написанными словами.

Ход игры. Ведущий называет вслух слово. Тот ребенок, у которого на карте изображен данный предмет, должен поднять руку и произнести название своей картинки. При правильном ответе ведущий разрешает ему закрыть эту картинку фишкой или карточкой – названием данного слова (в таком случае дети будут упражняться в глобальном чтении). Если он ошибся, и на самом деле ведущим было названо парное слово, игрок получает штрафное очко. Выигрывает тот, кто быстрей закроет свои картинки и меньше получит штрафных очков.

Карточки со словами для игры: рак, мак, крыша, крыса, марка, майка, кадушка, катушка, коробок,  колобок, душ, тушь, бант, бинт, суп,  зуб, дым, дом, гайка, галка, банка, папка, лещ, лес, башня, пашня, кит, кот, уточка, удочка, мышка, мишка, рожки, ложки, шар, шаль, жесть, шесть, лама, рама, ушки, утки, санки, танки.

 «ПОДБЕРИ   ПОХОЖИЕ   СЛОВА»

Взрослый произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию.

«КТО ЛУЧШЕ СЛУШАЕТ?»

Взрослый предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком ш, другому – со звуком ж. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении.

То же можно проделывать и с другими парами звуков.            

 «КАКОЙ ЗВУК ЕСТЬ ВО ВСЕХ СЛОВАХ?»

Взрослый произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук ш. Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р;  рис, крепость, букварь – рь.

 «НАЗОВИ  ПОСЛЕДНИЙ  ЗВУК  В  СЛОВЕ»

Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)

Взрослый показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. Когда все картинки будут рассмотрены, взрослый предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий.

«ПОДУМАЙ, НЕ ТОРОПИСЬ»

Взрослый предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах:

Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)

Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – ш. (Карандаш, камыш…)

Какое получится слово, если к  но - прибавить один звук? (Нож, нос…)

Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука  м. (Мама моет Машу мочалкой.)

Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у. (Бумага, дудочка, Буратино…)

 «СЛОВО МОЖНО ПРОШАГАТЬ»

Цель: развитие речевого слуха – показать детям, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие), в коротком слове мало звуков, поэтому оно звучит недолго; в длинном слове много звуков, и звучит оно дольше.

Ход игры: воспитатель говорит детям, что узнать, длинное слово или короткое, можно по шагам. Он произносит слово суп и одновременно шагает. Педагог обращает внимание детей на то, что получится только один шаг; произносит слово шар, шагает, дети шагают тоже и снова один шаг. «Вот какое коротенькое слово, один шаг успеваешь сделать! — говорит воспитатель и предлагает детям называть разные слова и одновременно шагать.— Кто назовет самое длинное слово, тот и победитель. Начали!..» Дети называют слова, воспитатель помогает им.

Считать шаги не надо, главное — обратить внимание на длительность звучания слова.

«ЦИФРОВОЙ РЯД»

Цель: развитие речевого слуха – умение находить место звука в слове.

Оборудование: набор цифр от 1 до 5.

Ход игры: взрослый предлагает детям разложить перед собой цифры от 1 до 5. Потом объясняет им, что он будет называть слова, а дети должны найти и показать на цифровом ряду, какой по счеты звук С ( П или М и др.). Взрослый произносит слово утрированно, дети передвигаются от цифры к цифре и если слышат звук С, выдвигают эту цифру вперед и говорят: «В этом слове звук С второй» и т.д.

 «ИСПРАВЬ   НЕЗНАЙКИНЫ   ОШИБКИ»

Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор.

 Колова даёт вкусное молоко.

Рошадь жуёт сочную траву.

Кочка ловит мышку.

Собаха сторожит дом.Паучок.

 «ПОЙМАЙ СЛОВО»

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

«РАЗБРОСАЙ СЛОВО»

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза. Взрослый предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…

Игра «Слушаем слова»

Договоритесь с ребёнком, что вы будете произносить самые разные слова. Ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, посуду. И игра начинается: называются различные слова: стул, дерево, тарелка, ручка, лиса, картошка, вилка. Ребёнок должен успеть вовремя хлопнуть в ладоши.

Чтобы игра не надоедала её можно разнообразить. Поиграв несколько минут, можно менять задания. Ребёнку надо будет совершать уже другие действия, например, топнуть, когда услышит слово, обозначающее растение; прыгнуть, когда услышит слово, обозначающее животное; взять себя за нос, когда услышит слово, обозначающее мебель.

Когда малыш начинает справляться, задания можно усложнить, объединив их по два, а потом и по три. Например, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, когда слышит слова, обозначающие растение, и прыгнуть при произнесении слов, обозначающих животное.

Игра «Угадай, по какому предмету я стучу»

Для игры понадобится металлическая палочка или карандаш и несколько разных предметов, например: стакан, чашка, деревянный кубик, пластмассовый кубик, кастрюля. Главное, чтобы все предметы издавали разный звук.

 Предложите ребёнку послушать, какие звуки издают предметы, и постучите по каждому. Затем попросите ребёнка отвернуться и угадать, по какому предмету вы будете стучать. Потом поменяйтесь ролями, пусть ребёнок стучит, а вы угадываете.

Игра «Что не так?»

Договоритесь с ребёнком, что вы будете читать ему стихи, а ему надо внимательно слушать и исправлять вас, если в стихах есть ошибка. Читайте ребёнку короткие стихотворения, можно из двух строчек. В каждом стихотворении меняйте последнее слово так, чтобы потерялся смысл стиха. Чем младше ребёнок, тем проще должен быть стишок.

 Примеры стихотворений:

 Вьётся из печи дымок,

 Печётся вкусный в ней САПОГ. (правильно - пирог)

 Видит хитрая лисица,

 Где вьёт гнездо перелётная СПИЦА (птица)

 Собирает Катя красную малинку,

 В самую большую плетёную КАРТИНКУ. (корзинку)

 Пчела с цветка нектар попьёт,

 И приготовит сладкий ЛЁД. (мёд)

 Просыпайся карапуз -

 Ку-ка-ре-ку кричит ПАСТУХ. (петух)

 Пароход плывёт по речке,

 И пыхтит он словно СВЕЧКА. (печка)

 С длинным языком, шипя

 По земле ползёт ШВЕЯ. (змея)

 Кто щелкает орехи мелко?

 Ну, конечно это ГРЕЛКА. (белка)

 Грохоча на всякий случай,

 Принесла нам дождик КУЧА. (туча)

 Мы руками ТОПАЕМ,

 Мы ногами ХЛОПАЕМ.

Подготовлено учителем-дефектологом Ринейской В.В.

свернуть

Советы родителям по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

  Самой главной ценностью человека является его здоровье. Дошкольный возраст – это период, когда закладывается фундамент здоровья. Многолетний опыт работы в саду показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными субъектами коррекционного процесса, помощниками учителя дефектолога в формировании речи дошкольников. 

     По статистике 70 – 90% детей, посещающих учреждения дошкольного образования, имеют проблемы с речевым развитием, что может обуславливать трудности обучения в школе. 

Как развить речь ребенка? 

  • С малышом нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике – в человеке, который не просто говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать. 
  • Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, что он делает. Помогайте употреблять известные ему слова. Учите играть в сюжетные игры, сопровождая их словестными комментариями. 
  •  На прогулке показывайте малышу новые для него предметы и рассказывайте о них, интонационно выделяя голосом новое слово. 
  • Ваша речь, обращенная к ребенку, должна быть правильной. Четко произносите слова и фразы, не заигрывайте с ребенком, копируя его произношение. Ваша речь должна служить образцом для малыша! 
  • Разглядывайте с ребенком книги, в которых есть иллюстрации. Учите его показывать вам картинки, которые вы называете, и самому рассказывать о том, что на них нарисовано. 
  • Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм. 

Следуя этим простым советам, вы будете способствовать успешному развитию мышления и речи вашего ребенка. 

Звукопроизношение у детей 

Норма и патология 

     С рождения малыш распознает и отличает речь от других звуков, которые слышит, почти сразу начиная узнавать голос матери. На протяжении первого года активно развивается его способность понимать речь окружающих. 

     К трем годам словарный запас ребенка достигает приблизительно тысячи слов. Малыши узнают и называют картинки в книжках. В их речи появляются более сложные предложения. Дети с хорошо развитой речью начинают говорить сложноподчинёнными предложениями: «Когда я буду большой, я тебя подниму». 

     Языковые возможности ребенка постоянно совершенствуются  в общении с окружающими людьми. Трехлетний малыш говорит окружающим о том, что ощущает, испытывает, о чем думает, может выразить свое отношение к людям – любовь, ласку, недовольство. 

     Развивается и произносительная сторона речи: к трем годам большинство детей правильно и четко произносят многие звуки, хотя речь не всегда понятна окружающим. Наиболее характерной чертой произношения в этом возрасте является смягченность:   ребенок произносит слово «масинка» вместо «машинка». 

     У некоторых отсутствуют в речи шипящие звуки, звук [р], замена звука [л] на [й], т.к. артикуляционный аппарат еще недостаточно окреп. Все эти нарушения речи относятся к так называемым  физиологическим нарушениям, которые являются нормальным возрастным этапом становления речи. Однако у некоторых детей могут наблюдаться неправильное формирование речи, задержка речевого развития. В этом случае необходимо обратиться к специалисту – учителю-дефектологу. 

     Хочется обратить внимание родителей на то, что уже в младшем дошкольном возрасте у половины детей наблюдаются патологические формы развития речи. Поэтому нужно как можно раньше обращаться за помощью к специалистам. 

В каких случаях нужна консультация учителя-дефектолога: 

  • У ребенка не развивается фразовая речь, в его словаре имеются только небольшой набор лепетных или искаженных слов; 
  • Малыш не использует речь как средство общения с окружающими; 
  • Он может говорить некоторые слова, но произносить их несоответственно к предмету, объекту или ситуации; 
  • Вас настораживает тембр голоса ребенка (писклявый, грубый или гнусавый); 
  • Малыш заикается; 
  • Вы замечаете нехарактерное произношения ряда звуков: во время разговора кончик языка высовывается между зубами, раздуваются щеки, отчего речь приобретает  шепелявый или «хлюпающий» характер. 

 

Осознанное дыхание -  путь к здоровью 

     Одной из причин нарушения звукопроизношения является неправильное дыхание. От него во многом зависит здоровье человека, его физиологическая и умственная деятельность.  Дыхательная функция важна для нормальной жизнедеятельности детского организма. Однако дыхательная система ребенка еще несовершенна, особенно у детей с речевыми нарушениями. У таких детей дыхание поверхностное учащенное. Следует учить их дышать правильно, глубоко и равномерно. Дышать надо через нос. Необходимо научить детей регулировать дыхание. 

     Родители, к сожалению, не всегда обращают должного внимания на особенности дыхания. При обследовании детей с речевыми нарушениями было выявлено, что больше чем у половины из них нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, гипертрофия небных миндалин 2 – 3 степени и др.) 

При неправильном дыхании: 

  • Организм получает меньше кислорода; 
  • Изменяется голос, нарушается речь; 
  • Наблюдается затруднения в пережевывании пищи; 
  • Притупляется обоняние; 
  • Пропадает аппетит; 
  • Искривляются зубы; 
  • Дети раздражительны, плаксивы, рассеяны и вялы. 

Дыхательная гимнастика – залог успеха 

    Дыхательная гимнастика помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простуде и другим заболеваниям, а так же выносливости при физических нагрузках. 

Дыхание можно и нужно тренировать. 

Упражнения на дыхание: 

  • «Ароматные коробочки» 

Понюхать коробочки с еловыми или сосновыми иголками, апельсиновыми корочками. Определить запах. 

  • «Упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата» 

Повторить с ритмичными интервалами, как бы выталкивая воздух через рот согласные звуки [б, в, м, н, т, ж, ш, ф] 

  • Очень полезно следующее упражнение: 5 – 6 раз вдыхать и выдыхать воздух, закрыв рот. Кисти рук при этом нужно положить на шею сзади или на верхнюю часть живота.   

Речь и развитие моторики, их взаимосвязь 

Развитие речи тесно связано с развитием моторики, особенно мелкой моторики пальцев рук. Игры с пальчиками – средство, повышающее работоспособность головного мозга. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие ребенка и особенно его речь. 

Игры и упражнения: 

v  На развитие тактильного восприятия 

«Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» (ребенок опускает руку в мешок со знакомым предметом или игрушкой и на ощупь определяет, что это) 

v  Игры с водой 

«Тонет – не тонет», «Теплый - холодный» и т.д. 

v  С песком и другим сыпучим материалом 

«Печем куличики», «Рисуем палочкой», «Найди клад» и др. 

v  Игры с нанизыванием 

«Собери бусы», «Собери пирамидку», «Проведи дорожку»… 

v  Фольклорные пальчиковые игры 

«Сорока - ворона», «Ладушки» 

v  На выкладывание 

«Мозаика», «Пазлы», «Разрезные картинки», «Кубики» 

v  «Шнуровки», «Застежки» и др. 

Подготовлено учителем-дефектологом Ринейской В.В.

свернуть

Консультация для воспитателей на тему « Профилактика нарушений речи у дошкольников»

         В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания
специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика
показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами
речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению
речевых нарушений у дошкольников учителей-дефектологов и воспитателей дошкольных
учреждений.
         Работа учителя-дефектолога в детском дошкольном учреждении включает в себя несколько
направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение
возможных вторичных нарушений речи, и профилактика речевых нарушений до их
возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии
нарушений, и параллельная коррекция, и развитие других психических функций, таких как
слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое
мышление. Зачастую, вся коррекционная работа воспринимается как некие действия,
направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. Это понятно, так как
нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают
наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе не рассматриваются
другие направления работы учителя-дефектолога. Одним из важнейших направлений
является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного
возраста. Каковы же причины возникновения речевых нарушений?
     Среди последних можно выделить:
  1. ухудшение экологической обстановки;
  2. увеличение числа патологий беременности;
  3. увеличение количества родовых травм;
  4. ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
  5. различные социальные причины.
       Хотелось бы отдельно остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений.
Прежде всего, следует отметить снижение уровня языковой культуры общества в целом.
Наши дети зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и
далеко не литературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего
содержание и речевое оформление программ телевидения и компьютерных роликов.
Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной
возникновения у детей дефектов речи (по типу искажение). При таком положении вещей
маленький ребенок не в состояний воспринимать языковую норму родного языка,
артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или
неточное восприятия речевых звуках. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов
звукопроизношения.
       Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут
повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического
слуха, задержку формирования навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов,
обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое
нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении
ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей,
уделять внимание ее чистоте и правильности.
По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию
правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить
появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие
более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.
Как отмечалось ранее, речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его
взрослыми. В этом смысле большая работа в формировании правильной речи принадлежит
воспитателям детских дошкольных учреждений. Если одной из задач учителя-дефектолога
является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии
ребенка, то задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном
речевом развитии. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает
развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи,
звукопроизношения. Таким образом, воспитание звуковой культуры речи является составной
частью системы работы по развитию речи. Основными компонентами звуковой культуры речи
являются ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем).
      Работа воспитателя по формированию звуковой стороны речи включает в себя несколько
этапов:
     1.подготовительный;
     2.этап появления звука;
     3.этап усвоения и автоматизации звука (правильное произношение звука в связной речи)
     Хотелось бы отдельно остановиться на двух первых этапах речевой работы. Они включают в
себя:
  1. развитие слухового внимания детей;
  2. развитие мелкой моторики рук у детей;
  3. развитие подвижности артикуляционного аппарата;
уточнение артикуляции и произношения звука или его вызывание по подражанию.
В детском саду широко используются различные игры на развитие слухового внимания у
детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речевками, представлена предметная среда для
развития мелкой моторики пальцев рук. Это хорошо. Но при обследовании детей,
нуждающихся в специализированной коррекционной помощи, выявляется , что зачастую
мышцы пальцев рук у них слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут
ее удержать. Особые трудности вызывают задания на смену пальчиковых поз,
воспроизведение заданного темпа в движениях. В чем же причина таких нарушений?
Подробно не останавливаясь на анатомических и физиологических аспектах, рассмотрим
педагогические причины. Дети при проведении пальчиковых игр коллективно выполняют
движения неточно, не осознают отдельные положения пальцев, отвлекающим моментом
является и речевое сопровождение игры. В связи с этим представляется целесообразным
наряду с использованием пальчиковых игр, ежедневное проведение пальчиковой гимнастики
с детьми, которая включает в себя комплекс отдельных или чередующихся в определенном
порядке и темпе поз и движений для пальцев рук. Это позволит более комплексно проводить
работу по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей.
       Уточнение артикуляции и произношения звука очень важно в процессе работы по развитию
речи. Оно позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить
кинестетические и слуховые ощущения. Зачастую данный вид речевой деятельности
проводится коллективно в виде заучивания и проговаривания стихотворений и речевок,
насыщенных соответствующим звуком или включающих в себя звукоподражание. Такая
форма действительно эффективна, если звук появляется у ребенка спонтанно и уже
достаточно автоматизирован в самостоятельной речи. Если же данный звук еще не
сформирован, или процесс автоматизации не завершен, то происходит фиксация дефектного
звука в речи ребенка, что в дальнейшем потребует кропотливой коррекционной работы.
Исходя из этого, целесообразнее совмещать работу по уточнению положения органов
артикуляционного аппарата при данном звуке с проговариванием речевок. При этом
проговаривание воспитателя должно быть четким, с хорошей артикуляцией наиболее
значимых моментов, желательно в умеренном темпе.
       Уточнение положения органов артикуляции при произнесении отдельных звуков
представляется невозможным без предварительной работы по развитию артикуляционной
моторики у детей. Дети должны обладать элементарными знаниями о строении ротовой
полости, о возможных движениях органов артикуляции. В соответствии с программой
воспитания и обучения в детском саду знакомство детей со звуками речи происходит в
определенной последовательности, повторяющей основные этапы становления речи при
нормальном речевом развитии. В связи с этим очень важно ознакомление детей со звуками
речи с выполнением артикуляционных тренировочных упражнений, которые способствуют
формированию и закреплению правильных произносительных умений и навыков. Для
достижения желаемого результата необходимо выполнять соответствующий комплекс
артикуляционной гимнастики в группе.
        Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию
артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков
создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей
дошкольного возраста.
        В этой связи одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения становится
организация взаимодействия различных специалистов (учителя-дефектолога, воспитателей,
психолога, музыкального работника и т.д.) и родителей с целью создания эффективных
условий для правильного развития речи.
        В заключение хочется перефразировать слова юного волшебника:
«Воспитатели - не волшебники. Но их мастерство и умения творят чудеса». И так хочется,
чтобы их усилия и старания не пропали даром. А воспитанники блистали не только умом и
талантом, но и красноречием.
Подготовлено учителем-дефектологом Ринейской В.В.
свернуть
Меню раздела