Социально-педагогический проект "Письмо другу"

В сентябре 2021 года в Минской области стартовал социально-педагогический

проект «Письмо другу», участниками которого стали педагоги и

воспитанники учреждений дошкольного образования.

 

Проект "Письмо другу" в нашем саду.

 

Обоснование актуальности проекта

Одной из важнейших задач нравственного воспитания подрастающего поколения в современных социально-экономических условиях является воспитание любви к Родине. Чувство патриотизма многогранно по структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому, у них единая основа – привязанность и чувство защищенности. Если педагоги и родители будут воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Дошкольная педагогика определяет приоритетную роль таких средств патриотического воспитания дошкольников, как природное и социальное окружение, в котором они живут. Дополняет перечень средств патриотического воспитания художественная литература, музыка, изобразительное искусство, игровая и трудовая деятельность, праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.

Однако, как показывает практика, перед педагогами дошкольного образования стоит проблема поиска эффективных форм работы с детьми, определения взаимосвязи средств воспитания, позволяющих успешно решать задачи формирования основ гражданственности и патриотизма у дошкольников. Сложность решения задач патриотического воспитания определена возрастом детей – все чувства только зарождаются и не могут быть сформированы окончательно.

Данные факты определяют актуальность областного социально-педагогического проекта «Письмо другу».

Сроки реализации: сентябрь 2021 года – август 2022 года.

Цель проекта – воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природными и социальными объектами ближайшего окружения; развитие связной речи и культуры общения в процессе написания коллективных писем о своей малой родине сверстникам из других районов Минской области.

Задачи проекта:

  1. Изучить методику организации занятий по живому слову (составление коллективных писем).
  2. Определить природные и социальные объекты ближайшего окружения, доступные для восприятия детей дошкольного возраста.
  3. Разработать экскурсионные маршруты для детей к природным и социальным объектам населенного пункта, в котором находится учреждение образования.
  4. Включить в образовательный процесс проведение экскурсий по разработанным маршрутам, виртуальных экскурсий, проведение занятий по живому слову (составление коллективных писем) в рамках не регламентированной деятельности.
  5. Создать условия для привлечения родителей к участию в реализации проекта посредством организации в выходной день прогулок с детьми к природным и социальным объектам населенного пункта, в котором находится учреждение образования.
  6. Организовать переписку между учреждениями дошкольного образования Минской области.
  7. Обеспечить трансляцию результатов реализации проекта посредством сайтов.
  8. Представить итоги участия в проекте родительской и педагогической общественности в рамках мероприятий на уровне учреждения образования, района, области.

Основная идея проекта.

Систематическая работа по организации для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста экскурсий к природным и социальным объектам ближайшего окружения (виртуальных экскурсий), коллективное составление писем и переписка со сверстниками из других районов, будут способствовать формированию у детей дошкольного возраста представлений о своей малой родине, Минской области и Республике Беларусь, развитию культуры общения и связной речи, воспитанию основ патриотизма и гражданственности.

Основные теоретические положения проекта.

Реализация проекта предполагает:

определение наиболее интересных объектов в населенном пункте, где находится учреждение образования: природные и промышленные объекты, спортивные и культурные объекты, исторические места;

разработку планов-схем экскурсионных маршрутов, описание экскурсионных маршрутов (подготовительная часть, ход экскурсии, после экскурсионная работа);

разработку виртуальных экскурсий*;

включение экскурсий (виртуальных экскурсий*) как формы обучения в образовательный процесс;

организацию занятий по живому слову в рамках нерегламентированной деятельности воспитанников;

вовлечение родителей в образовательный процесс посредством организации в выходной день прогулок с детьми к отдаленным природным и социальным объектам населенного пункта, в котором находится учреждение образования;

организацию переписки с другими учреждениями дошкольного образования Минской области;

оформление альбома «Моя малая родина в письмах к друзьям» для фиксации результатов переписки;

создание районных электронных книг «… район в рассказах и рисунках дошколят»;

создание электронной книги «Минщина в рассказах и рисунках дошколят».

Реализация проекта будет способствовать:

формированию у детей представлений об интересных социальных и природных объектах ближайшего окружения, воспитанию основ гражданственности и патриотизма, развитию связной речи, навыков общения и изобразительной деятельности;

повышению уровня педагогических компетенций родителей в вопросах гражданского и патриотического воспитания детей, организации прогулок с детьми в выходной день; вовлечению родителей в образовательный процесс учреждения дошкольного образования;

развитию творческого потенциала и профессиональных компетенций педагогов в процессе реализации и представления результатов проекта.

Перечень экскурсионных маршрутов и их сроки

Экскурсионный маршрут 

Ответственные 

Срок выполнения  

Виртуальная экскурсия по Новой Боровой (взята из интернета) 

Старшие группы 

Октябрь 

Символы Новой Боровой (собака Боня и кот Оскар) 

Старшие группы (1, 4,6,7) 

Октябрь 

Спортивный комплекс «Олимпийский резерв» 

Посещение с законными представителями воспитанников средних и старших групп 

Ноябрь 

Центральная площадь нашего района  

Старшие группы (1, 4,6,7); 

Средние группы (5) 

Декабрь 

«Желтый жираф» -что ж это такое? (экскурсия в дошкольное учреждение) 

Старшие группы (1, 4,6,7) 

Январь 

Зимняя прогулка в лесопарке 

Посещение с законными представителями воспитанников средних и старших групп 

Февраль 

Православные места «Храм Всех Святых и Храм Святой Троицы» 

Посещение с законными представителями воспитанников старших групп 

Март 

Костел святого Франциска Ассизного 

Старшие группы (1, 4,6,7) 

Апрель 

«Школа будущего» 

Старшие группы (1, 4,6,7) 

Май 

Музей авиационной техники 

Посещение с законными представителями воспитанников средних и старших групп 

Июнь 

Национальная библиотека 

Посещение с законными представителями воспитанников средних и старших групп 

Июль 

свернуть