Подготовка и проведение экскурсий, походов

Подготовка и проведение экскурсий, походов

С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств.

    В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

    Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.

   Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

    Организация и методика проведения экскурсий

 Экскурсии,  проводятся в средней, старшей группах не реже 1 раза в месяц.

 По содержанию экскурсии делятся на 2 вида:

природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, к озеру,

экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых (школа, библиотека).

   Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.

  Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому ее успех зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

   Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей   – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

   Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.

   Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.

   Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Педагог напоминает детям о правилах поведения на улице, в лесу, в общественных местах. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии  с погодой и сезоном. В системе подготовительной работы активно используются игры-тренинги, предполагающие включение элементов психогимнастики в различные виды детской деятельности и направленные на формирование адекватной самооценки и навыков конструктивного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает ребенка.

    К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.

   Всё оборудование должно находиться в определенном месте. Перед экскурсией воспитателю необходимо тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.

   Методика проведения природоведческих познавательных экскурсий.

     Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения.  Уровню познавательной активности способствуют элементы бесед и логические задачи, предлагаемые воспитателями. В качестве примера можно привести вопрос: "Чем береза в парке похожа на березу на вашем участке? " и т. д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей. Можно спросить у воспитанников, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям  и т. д. Необходимо обращать внимание не только на отдельные природные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая "этажи" парка и водоема, определяя обусловленное  взаимодействие между ними, строить логические цепочки связей и зависимостей.

  Дидактические игры, проводимые во время экскурсий, необходимо ориентировать на предоставление дошкольникам возможности проявить активную, экологически грамотную позицию по отношению к объектам природы. Темы могут быть следующие: "Помоги дереву", "Осторожно, муравей", "Птицы любят тишину", "Доброе утро" и др.

   Небольшие экологические акции расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время экскурсий в сквер, парк, к водоему дети совместно со взрослыми могут развешивать кормушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цветники, сажать деревья и пр. Самым значимым является то, что во время этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.

  Важное место отводится на экскурсиях вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. При рассматривании объектов следует учитывать, что  знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств.

 По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога.

 Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами мнение о качестве предмета, запоминают название растений («Угадай по запаху», «Узнай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три, к березе беги!»)

    В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.

    Главная цель заключительного этапа — подведение итогов экскурсионной работы. Творческие задания позволят ребенку выразить свои впечатления, показать отношение к миру природы. Можно предложить детям совместно с педагогом составить книги сказок. Например, дошкольники могут сочинить рассказ о парке, предположить, какие сказки могла бы поведать им старая ель. Через поступки персонажей, вводимых в эти литературные произведения, можно выразить отношение к различным экологическим ситуациям. Как вариант творческих заданий, воспитатель предлагает составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водоемов, любимых аллей парка и пр.

 Конструирование макетов экосистем из природного и бросового материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. После каждой экскурсии макет может дополняться, преобразовываться. На основе конкретизированной информации дети выстраивают пищевые цепочки, добавляют новые природные объекты и т. д.

 Таким образом, экскурсии помогают расширить представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов), сформировать представления об их "жизни" в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду.

 Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки по участку с выходом за его пределы. Учитывая природное окружение д/с, наиболее яркие сезонные явления природы, возможности детей, проведенную с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и что посмотреть.  Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона: гнездованием птиц, ледоходом. Проводятся целевые прогулки к водоему, на луг. Можно выбрать какой-то один объект для наблюдения и на участке д/с, например, березку и совершать целевые прогулки в разные сезоны, наблюдая и отмечая при этом произошедшие изменения.

Советы по подготовке и проведению прогулок по маршруту:

 - прогулка-поход проводится только после тщательного изучения маршрута;

 - тщательно продумывается содержание маршрута, похода;

 - взрослый вместе с детьми готовит необходимое оборудование, оснащение;

 - продумывается одежда детей – удобная и соответствующая погоде;

 - о времени проведения похода дети и их родители извещаются заранее;

 - желательно уточнить прогноз погоды;

 - накануне с детьми проводится беседа о правилах поведения во время движения и в процессе общения с объектами природы;

 - взрослые должны хорошо знать ягоды, грибы, растения, растущие в данной местности; должны знать содержание аптечки и правила пользования ею;

 - взрослые должны хорошо знать и учитывать индивидуальные и физические возможности детей (движение должно быть в определенном ритме, равнении на самого слабого участника, ходьба не должна быть однообразной);

 - план и маршрут согласовывают с медработником, заведующим, заместителем заведующего по ОД;

 - взрослые должны хорошо знать и соблюдать правила дорожного движения.

Содержание прогулки-похода составляют:

 - дидактические игры;

 - подвижные игры;

 - чтение художественной литературы;

 - экспериментальная и практическая работа.

 Воспитатели должны найти удачное сочетание различного рода физкультурных нагрузок с отдыхом, учитывая условия местности. Детей можно учить ориентированию на местности.

 Карты-схемы маршрутов утверждаются заведующим. Все маршруты нумеруются. Обязательно отмечаются опасные участки дороги и привалы. Отмечается общая протяженность маршрута и длина отрезков пути между привалами, а также его продолжительность.

 Перед выходом делается запись в тетради прихода и ухода группы в поход.

ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ

  ПРОГУЛОК-ПОХОДОВ С ДЕТЬМИ ЛЕТОМ

    Летние месяцы очень благоприятны для  организации пешеходных прогулок, экскурсий, прогулок по маршруту (простейший туризм). Туристические походы также – действенное средство привлечения родителей к участию в разнообразных  формах спортивно-оздоровительной работы, которая проводится с детьми.

     Цель прогулок – оздоровление  ребенка и обогащение  новыми  впечатлениями (наблюдения за природой, за  работой взрослых в различные периоды лета). Прогулки   по маршруту и экскурсии проводятся один - два раза (в старших группах – до трёх) в неделю. Весь поход по времени равен продолжительности прогулки  (согласно  режиму). Продолжительность экскурсий  или поход-прогулка для детей  старшего дошкольного возраста не должна превышать 30-40 минут в один конец. Длина пути старших детей составляет не более 1,5 – 2км в один конец, для детей среднего возраста не далее чем 1,5км.

     Через каждые 20-25 мин. пути (с детьми 4-х-5-ти лет 10-15 мин.) следует устраивать остановки для отдыха продолжительностью 4-10 мин. (воспитатель проверяет одежду и обувь детей, их общее состояние, вспоминает, что видели по дороге).

    Для привала подбирается теневое место с хорошим обзором, в холодную погоду – защищенное от ветра.

     По улице, через дорогу дети идут парами, в парке, сквере, на поляне, лугу – группами по 4-5 человек (это не утомляет детей, дает возможность им наблюдать окружающие объекты), в лесу – цепочкой друг за другом   (в целях безопасности). С детьми идет 1 взрослый на 10 детей.

     На конечном пункте дается привал на 20-30 минут. Во время отдыха проводятся наблюдения: дети собирают с воспитателями отдельные виды растений, насекомых и т.д., берут их с собой в детский сад для последующих наблюдений. Во время отдыха можно также провести беседу, дидактическую игру, прочитать книгу, разучить стихотворение.

    Во время прогулки обеспечивается деятельность средней и малой подвижности (отдых после перехода), затем детям раздаются  физкультурные пособия (мячи, скакалки, обручи и др.) для активной деятельности. Можно во время прогулки провести очередные физкультурные занятия.

Организационная деятельность детей включает также посильный систематический труд дошкольников на воздухе.

Cоветы

по подготовке и проведению прогулок по маршруту

  • Прогулка–поход проводится только после тщательного изучения маршрута.
  • Тщательно продумывается содержание маршрута, похода.
  • Взрослый вместе с детьми готовит необходимое оборудование, оснащение.

 Оборудование

для прогулки-похода

Содержание

аптечки

  • рюкзаки
  • коврики
  • салфетки для рук
  • корзиночки
  • лопатки
  • книги
  • мячи, скакалки
  • бадминтон, городки и т.д.
  • емкость с водой
  • аптечка
  • эмблемы-флажки, обеспечивающие безопасность перехода через проезжую  часть улицы.
  • вата
  • бинты стерильные и  простые
  • йод
  • зеленка
  • вазелин
  • 1 % раствор марганца
  • сода питьевая
  • настойка валерианы (детям 5-7 капель)
  • нашатырный спирт

 

 

  • Продумывается одежда детей (она должна быть удобной, соответствовать погоде): кеды или кроссовки, майки, шорты, головные уборы, гольфы.
  • О времени проведения похода дети и их родители извещаются заранее.
  • Желательно знать прогноз погоды.
  • Накануне с детьми проводится беседа о правилах поведения во время движения и в процессе общения с объектами природы.
  • Взрослые должны хорошо знать ягоды, грибы, растения, растущие в данной местности (с целью их образования и в целях безопасности). Должны знать содержание аптечки и правила пользования  ею.
  • Взрослые  должны  хорошо знать  и учитывать индивидуальные и физически возможности детей (движение должно быть в определенном ритме, равнении на самого слабого участника похода, ходьба не должна быть однообразной).
  • План и маршрут согласовывают с медработником, заведующим, заместителем заведующего.
  • Взрослые должны хорошо знать и соблюдать правила дорожного движения.

Планирование прогулок – походов

      Перспективный план проведения прогулок-походов можно  составить примерно по следующей схеме:

 Дата

проведения

Тема или объекты наблюдения

Цель

Отметка о выполнении

  

     Дается краткое описание маршрута, отмечаются привалы и деятельность на них.

      К каждому походу составляется сценарий, где указывается: место проведения, время отправления, форма, длительность прогулки.

     Содержание прогулки составляют:

  • дидактические игры,
  • подвижные игры,
  • чтение художественной литературы,
  • экспериментальная и практическая работа.

       Воспитатели должны найти удачное сочетание различного рода физкультурных нагрузок с отдыхом, учитывая условия местности.

       Детей можно учить ориентированию на местности. Карты–схемы маршрутов утверждаются на педсовете, что подтверждает подпись  заведующего на карте. Все маршруты пронумеровываются. Обязательно отмечаются опасные участки дороги и привалы (словесно, с помощью условных обозначений). Отмечается протяженность маршрута (и между привалами) и его продолжительность.

         План и маршрут согласовываются с медсестрой, заведующим, заместителем заведующего по основной деятельности.

Подготовила: Мусько И.Н.,

заместитель заведующего 

по основной деятельности

свернуть

Консультация для педагогов «Организация проектной деятельности в работе с дошкольниками»

сч

Консультация для педагогов «Организация проектной деятельности в работе с дошкольниками»

  По определению американского педагога, основоположника методов проектов, Уильяма Херда Килпатрика, проект-это всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью. Проект-это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый совместно с детьми, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. В этимологическом словаре слово проект” заимствовано из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

"Познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка,которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

 Структура проекта:

 -Тема.

 -Сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный).

 -Возраст детей.

 -Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).

 -Методологическая база проекта (указать методики, основную литературу, которая использовалась при составлении проекта).

 -Цель проекта.

 -Задачи проекта.

-Этапы реализации

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

      Первый этап – подражательно-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3 –4 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

      Второй этап – развивающий, он характерен для детей 4–5 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

     Третий этап – творческий, он характерен для детей 5–6 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и “втягивать” детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой. Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: “Для чего нужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”, “Что станет продуктом проектной деятельности?”, “В какой форме будет презентован продукт?”

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Работа над проектом

      Первый этап – выбор темы.

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей “трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать?, Как узнать?. 

      Второй этап – реализация проекта.

Задача воспитателя- создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную,  операции сравнения и сопоставления, организация опытов и экспериментов). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка.

      Третий этап – презентация.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.

       Четвёртый этап – рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). 

Проекты могут быть: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.

Алгоритм работы над реализацией педагогического проекта

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для самостоятельного  выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие. (праздник, занятие, досуг,  авторская игра, тематический альбом,  выставка)
  9. Подведение итога работы (выступает на педсовете,  совещании при администрации, обобщает опыт работы).

Каждый проект - это "пять П":

 - проблема;

 - проектирование (планирование)

 - поиск информации;

 - продукт;

  - презентация

Оформление группового проекта:

  1. Титульный лист - название проекта, тип проекта, временные рамки проекта, автор проекта.
  2. Задачи проекта (образовательные, развивающие и воспитательные): для детей, для педагогов (не только для воспитателей, но, возможно, и для музыкальных руководителей, физкультурных руководителей, логопедов и т.д.), для членов семьи.
  3. Системная паутинка проекта.
  4. Ожидаемые результаты проекта: для детей, для педагогов, для членов семьи.     
  5. Краткое содержание проекта:

* Подготовительный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи

 * Деятельностный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи            

* Завершающий этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи

  1. Описание продукта проекта: для детей, для педагогов, для членов семьи, практическое использование результатов проекта, продукта
  2. Презентация проекта – демонстрация продуктов проекта окружающим (здесь уместно разместить фотографии продукта проекта).

Примерная тематика образовательных проектов:

      «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» ,  «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»,  «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;  «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы»,  «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;  «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;  «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье», «Якуб Колас», «В мире часов», «Деньги в нашей семье», «Магнит», «Зазеркалье», «Рыбки в нашем аквариуме»

 Источники:

  1. Петрикевич, А.А., Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008
  2. Громыко Н.М,, Лапицкая И.В. Проектно-тематический подход к обучению дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений.- Мн.: Университетское, 2000
  3.  http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htm

Подготовила: Мусько И.Н.,

заместитель заведующего 

по основной деятельности

свернуть

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасности, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. Нами совместно с родителями ведется в этой области целенаправленная работа.

    Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

 Мы должны подготовить детей к встрече с различными сложными ситуациями. Проблема заключается в том, что у детей этого возраста отсутствует защитная реакция на противопожарную обстановку. Десятая часть пожаров вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами незнания и легкомыслия. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности.

 При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

- воспитание грамотного участника дорожного движения;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;

- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ;

 включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;

- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ;

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

Этапы реализации данных задач:

1 этап - заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

Формы организации образовательного процесса:

- занятия;

- заучивание стихотворений;

- сбор фотоматериалов;

- игры – занятия;

- заучивание правил безопасного поведения;

- беседы;

- дидактические игры;

-подвижные игры ;

-чтение художественной литературы;

-рассматривание иллюстраций по теме;

-наблюдения;

-экскурсии;

- театрализованные представления;

-сюжетно – ролевые игры;

-игры - тренинги;

-просмотр мультфильмов;

-трудовая деятельность;

-продуктивная деятельность;

-отгадывание загадок;

-развлечения;

-досуги;

-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

-встреча с интересными людьми;

-участие в различных конкурсах;

-личный пример взрослых.

Наряду с традиционными формами обучения, большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

    Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

     Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:

  1. Центр безопасности, который содержит материалы:

-макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. плакаты по ОБЖ по темам «При пожаре выход один – позвони 01!», альбомы «Опасные ситуации в жизни детей», «Служба 101, 102, 103», «Стихи, загадки, пословицы и поговорки о пожаре», и др.

  1. Игротека, которая содержит:

- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний» и др. ;

- настольно – печатные игры «Профессии», «Собери картинку», «Азбука пешехода», «Правила дорожного движения», «Дорожные знаки» и др.

  1. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

    Работа с родителями - одно из важнейших направлений образовательного процесса. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями используется информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, информация на стенде, папки-передвижки, выставки семейных творческих работ. Благодаря проделанной работе ожидаются результаты:

  1. Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
  2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
  3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Вывод: Таким образом, в процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности.

Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.

Используемый источник: интернет ресурс

Подготовила: Мусько И.Н., заместитель заведующего по основной деятельности

свернуть

Правила педагогических работников

 

 УТВЕРЖДЕНО

 Приказ Министра образования  Республики Беларусь

 10.06.2022 №401

 

 

ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

 

 

Государственный и общественный статус педагогического работника определяет, что педагогический работник является образцом профессионализма и безупречной репутации. Все участники образовательного процесса обязаны уважать честь и достоинство педагогических работников. 

В своей деятельности педагогические работники должны руководствоваться следующими правилами:

  1. Реализовывать государственную политику в сфере образования.
  2. Строить работу на основе безусловного взаимного уважения достоинства обучающихся, их законных представителей, коллег.
  3. Добросовестно и качественно исполнять профессиональные обязанности. Постоянно совершенствовать свой профессионализм.
  4. Формировать у обучающихся духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни.
  5. Быть честным, искренним, справедливым и открытым для общения.
  6. Проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность, избегать конфликтов во взаимоотношениях.
  7. В рамках законодательства сохранять тайну лично доверенной информации.
  8. Способствовать созданию позитивных взаимоотношений в коллективе обучающихся и педагогическом коллективе.
  9. Соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве.
  10. Внешним видом, поведением, культурой общения соответствовать статусу педагогического работника.

 

свернуть

Методические рекомендации по подготовке к занятию

Методические рекомендации по подготовке к занятию

 

Основные принципы подготовки к занятию:

  1. Актуальность
  2. Доступность
  3. Научность, т.е. современные требования
  4. Связь с жизнью

Основные требования подготовки к занятию:

  1. Дифференцированный подход
  2. Системность обучения
  3. В структуре: возможность самостоятельно добывать знания

Как подготовить занятие

I. Определение темы и ведущих понятий

  1. Четко определить и сформулировать тему.
  2. Определить место темы в плане образовательной работы.
  3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данное занятие

(обязательное наличие новизны!)

  1. Обозначить для себя ту часть материала, которая будет использована в дальнейшем на других занятиях.

II.  Определение целей задач.

Определить целевую установку занятия - для себя и для детей, понять, зачем данное занятие вообще нужно. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию занятия.

III. Планирование учебного материала

  1. Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
  2. Подобрать задания, целью которых является:
  • узнавание нового материала,
  • воспроизведение, применение ПУН (представлений, умений и навыков детей) в знакомой и незнакомой ситуации,
  • творческий подход к заданию.

3.   Упорядочить задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».
Составить три набора заданий:

  • подводящие детей к воспроизведению материала,
  • способствующие осмыслению материала,
  • способствующие закреплению материала

IV.  Продумывание «изюминки» занятия.

Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить, когда, возможно и такое, все забудут. При этом важно учесть возраст детей, прием, который подходит для средней, но не подходит для младшей или старшей группы.

Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

V. Группировка отработанного материала

Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отработанным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности.

Главное при группировке - умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет познавательную активность детей, а не пассивное восприятие нового.

VI.  Планирование наблюдений за деятельностью детей
Продумать:

  • что наблюдать,
  • как наблюдать,
  • как использовать результаты наблюдений.

Не забывать: чем чаще осуществляется целенаправленное наблюдение за работой всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения.

VII.  Подготовка оборудования

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, ТСО. Проверить, все ли имеет эстетичный вид и работает.

СТРУКТУРА ОФОРМЛЕНИЯ КОНСПЕКТА.

  1. Титульный лист: название учреждения, тема, вид занятия, возраст детей, кто подготовил.
  2. Программное содержание: обучающая, развивающая и воспитывающая задачи.
  3. Словарная работа.
  4. Методические приёмы: наглядные, словесные, практические.
  5. Материал: демонстрационный и раздаточный.
  6. Предварительная работа.
  7. Организация детей: фронтальная, групповая, индивидуальная.
  8. План хода занятия.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ.

  1. Вводная часть. Цель: заинтересовать детей, собрать их внимание, создать положительный эмоциональный настрой, подготовить к восприятию основного материала.
  2. сюрпризный момент, введение игрового персонажа, игровой приём (пальчиковая игра, звукоподражание, имитация), рассказывание малых фольклорных жанров.
  3. Основная частьЦель: решить намеченные программные задачи. Методы и приёмы: - словесный (беседа, рассказ, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, заучивание коротких стихов, фольклорных произведений, вопрос, уточнение, диалог, напоминание, поправка); - наглядный (наблюдение, рассматривание предметов, картин, картинок, иллюстраций, инсценировка, показ способа действия); - практический (игра, обследование предметов, практические упражнения на овладение функциями предметов и действий с ними, элементарное экспериментирование).
  4. Заключительная частьЦель: эмоционально и логически закончить занятие, закрепить полученные знания.

Методы и приёмы: игра (дидактическая, развивающая, подвижная, сюжетно-ролевая, пальчиковая, игра-забава, музыкально-дидактическая), рассматривание иллюстраций.   

свернуть