Памятка для воспитателя

 

Основные принципы подготовки к занятию:

  1. Актуальность
  2. Доступность
  3. Научность, т.е. современные требования
  4. Связь с жизнью

Основные требования подготовки к занятию:

  1. Дифференцированный подход
  2. Системность обучения
  3. В структуре: возможность самостоятельно добывать знания

Как подготовить занятие

I. Определение темы и ведущих понятий

  1. Четко определить и сформулировать тему.
  2. Определить место темы в плане образовательной работы.
  3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данное занятие

(обязательное наличие новизны!)

  1. Обозначить для себя ту часть материала, которая будет использована в дальнейшем на других занятиях.

II.  Определение целей задач.

Определить целевую установку занятия - для себя и для детей, понять, зачем данное занятие вообще нужно. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию занятия.

III. Планирование учебного материала

  1. Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
  2. Подобрать задания, целью которых является:
  • узнавание нового материала,
  • воспроизведение, применение ПУН (представлений, умений и навыков детей) в знакомой и незнакомой ситуации,
  • творческий подход к заданию.

3.   Упорядочить задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».
Составить три набора заданий:

  • подводящие детей к воспроизведению материала,
  • способствующие осмыслению материала,
  • способствующие закреплению материала

IV.  Продумывание «изюминки» занятия.

Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить, когда, возможно и такое, все забудут. При этом важно учесть возраст детей, прием, который подходит для средней, но не подходит для младшей или старшей группы.

Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

V. Группировка отработанного материала

Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отработанным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности.

Главное при группировке - умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет познавательную активность детей, а не пассивное восприятие нового.

VI.  Планирование наблюдений за деятельностью детей
Продумать:

  • что наблюдать,
  • как наблюдать,
  • как использовать результаты наблюдений.

Не забывать: чем чаще осуществляется целенаправленное наблюдение за работой всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения.

VII.  Подготовка оборудования

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, ТСО. Проверить, все ли имеет эстетичный вид и работает.

СТРУКТУРА ОФОРМЛЕНИЯ КОНСПЕКТА.

  1. Титульный лист: название учреждения, тема, вид занятия, возраст детей, кто подготовил.
  2. Программное содержание: обучающая, развивающая и воспитывающая задачи.
  3. Словарная работа.
  4. Методические приёмы: наглядные, словесные, практические.
  5. Материал: демонстрационный и раздаточный.
  6. Предварительная работа.
  7. Организация детей: фронтальная, групповая, индивидуальная.
  8. План хода занятия.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ.

  1. Вводная часть. Цель: заинтересовать детей, собрать их внимание, создать положительный эмоциональный настрой, подготовить к восприятию основного материала.
  2. сюрпризный момент, введение игрового персонажа, игровой приём (пальчиковая игра, звукоподражание, имитация), рассказывание малых фольклорных жанров.
  3. Основная частьЦель: решить намеченные программные задачи. Методы и приёмы: - словесный (беседа, рассказ, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, заучивание коротких стихов, фольклорных произведений, вопрос, уточнение, диалог, напоминание, поправка); - наглядный (наблюдение, рассматривание предметов, картин, картинок, иллюстраций, инсценировка, показ способа действия); - практический (игра, обследование предметов, практические упражнения на овладение функциями предметов и действий с ними, элементарное экспериментирование).
  4. Заключительная частьЦель: эмоционально и логически закончить занятие, закрепить полученные знания.

Методы и приёмы: игра (дидактическая, развивающая, подвижная, сюжетно-ролевая, пальчиковая, игра-забава, музыкально-дидактическая), рассматривание иллюстраций.