Организация музыкального уголка в группе

Самостоятельная музыкальная деятельность детей дошкольного возраста возникает по инициативе самих детей, без участия педагога или при его помощи.

При создании музыкального уголка в группе воспитателям  следует продумать целесообразность размещения зоны, доступность и разнообразие оборудования для детей, хранение; эстетическое оформление музыкального уголка, дидактических игр, пособий, иллюстраций.

Перечень дидактического материала для создания музыкального уголка в подготовительной группе:

  • Иллюстрации к музыкальным произведениям, которые дети слушают на музыкальных занятиях.
  • Пособие «Эмоции»- карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями, для определения характера мелодии при слушании музыки.
  • Папка-альбом«Мы рисуем музыку», где дошкольники отражают свои эмоции, чувства о прослушанных музыкальныхпроизведениях и альбом «Будем петь и рисовать» рисунки детей о любимых песенках.
  • Наглядные пособия«Инструменты симфонического оркестра», «Народные инструменты», «Танцы народов мира».
  • Музыкальные инструменты для младшего дошкольного возраста: погремушки, барабан, бубен, маракасы деревянные ложки;

для среднего дошкольного возраста: металлофон, ксилофон, бубен, треугольник, барабан, колокольчик, маракасы, деревянные ложки;

для старшего дошкольного возраста: металлофон, ксилофон, бубен, треугольник, барабан, колокольчик, маракасы, деревянные ложк

Самостоятельная музыкальная деятельность детей дошкольного возраста возникает по инициативе самих детей, без участия педагога или при его помощи.

При создании музыкального уголка в группе воспитателям  следует продумать целесообразность размещения зоны, доступность и разнообразие оборудования для детей, хранение; эстетическое оформление музыкального уголка, дидактических игр, пособий, иллюстраций.

Перечень дидактического материала для создания музыкального уголка в подготовительной группе:

  • Иллюстрации к музыкальным произведениям, которые дети слушают на музыкальных занятиях.
  • Пособие «Эмоции»- карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями, для определения характера мелодии при слушании музыки.
  • Папка-альбом«Мы рисуем музыку», где дошкольники отражают свои эмоции, чувства о прослушанных музыкальныхпроизведениях и альбом «Будем петь и рисовать» рисунки детей о любимых песенках.
  • Наглядные пособия«Инструменты симфонического оркестра», «Народные инструменты», «Танцы народов мира».
  • Музыкальные инструменты для младшего дошкольного возраста: погремушки, барабан, бубен, маракасы деревянные ложки;

для среднего дошкольного возраста: металлофон, ксилофон, бубен, треугольник, барабан, колокольчик, маракасы, деревянные ложки;

для старшего дошкольного возраста: металлофон, ксилофон, бубен, треугольник, барабан, колокольчик, маракасы, деревянные ложки, детское пианино, дудочка, трещетка.

  • Набор самодельных музыкальныхинструментов для шумового оркестра, сделанных из бросового материала.
  • Музыкально-дидактические игры: для развитиязвуковысотного слуха, для развития слухового внимания, чувство ритма, навыков элементарного музицирования в оркестре и т. д.
  • Атрибуты к подвижным музыкальным играм, хороводам, атрибуты для детского танцевального творчества (султанчики, разноцветные ленточки и т. д., атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д., элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы).
  • Музыкальныйцентр и набор программных аудиозаписей на электронных носителях.

Созданный в группе музыкальный уголок позволит дошкольнику самостоятельно актуализировать музыкальный опыт.

и, детское пианино, дудочка, трещетка.

  • Набор самодельных музыкальныхинструментов для шумового оркестра, сделанных из бросового материала.
  • Музыкально-дидактические игры: для развитиязвуковысотного слуха, для развития слухового внимания, чувство ритма, навыков элементарного музицирования в оркестре и т. д.
  • Атрибуты к подвижным музыкальным играм, хороводам, атрибуты для детского танцевального творчества (султанчики, разноцветные ленточки и т. д., атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д., элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы).
  • Музыкальныйцентр и набор программных аудиозаписей на электронных носителях.

Созданный в группе музыкальный уголок позволит дошкольнику самостоятельно актуализировать музыкальный опыт.

свернуть

Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей

Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей, в группе должны быть оборудованы «музыкальные уголки», куда помещаются детские музыкальные инструменты, дидактические игры, игрушки-забавы.      Чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, педагог 1 раз в месяц должен обновлять пособия в «музыкальном уголке», пополнять его новыми атрибутами и дидактическими играми.

Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание проблемных ситуаций. Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие положительные эмоции.

1.Игра на детских музыкальных инструментах. Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей, учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.

2.Одной из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной деятельности детей является музыкальная игра. В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение договариваться (кто и что будет делать), может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность любого ребенка и помогает ему организовать коллективную игру.

3.Музыкально - дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной деятельности развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет», «Два барабана», «Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др.

        Для обогащения музыкальных впечатлений детей можно наполнять режимные моменты звучанием классических произведений.

Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах музыкальной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе. Воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

Повседневная работа воспитателя с детьми, знание их интересов и способностей дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно и ответственно.

свернуть

Фоновая музыка в режимных моментах

Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов.

Педагог, включая музыку в занятия, может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.) При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.

Примерный репертуар фоновой музыки.

Релаксирующая (расслабляющая): К. Дебюсси. «Облака», А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета, К.В. Глюк. «Мелодия».

Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение) : Э. Григ. «Утро», И.С. Бах. «Шутка», И. Штраус. Вальс «Весенние голоса», П.И. Чайковский. «Времена года» («Подснежник»)

Активизирующая (возбуждающая): В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» (финал), М.И. Глинка. «Камаринская», В.А. Моцарт. «Турецкое рондо», П.И. Чайковский. « Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик»)

Успокаивающая (умиротворяющая): М.И. Глинка. «Жаворонок»,

А.К. Лядов. «Музыкальная табакерка», К. Сен-Санс. «Лебедь», Ф. Шуберт. «Серенада».

Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности) И.С. Бах. «Ария»,  А. Вивальди. «Времена года» («Весна», «Лето»), С.С. Прокофьев. «Марш», Ф. Шуберт. «Музыкальный момент».

На прогулке предлагаю поиграть с детьми в игры, разученные на музыкальных занятиях:

Танец – игра «Летчики»;

 Упражнение «Часики»;

Двигательное упражнение «Бибика»;

Игра «Ку-чи-чи»;

 Песня «Едет, едет паровоз»;

Пальчиковые речевые игры:

«Паучок»;

«Краб»;

«Дом».

Звучание музыки фоном в режимные моменты (приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе.

Причем музыкальные интонации в утренние часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее время. Утром - спокойная, светлая по характеру музыка. Это создаст атмосферу позитивного настроения с утра и на весь день.

Вечером же характер музыки должен быть более подвижным.

свернуть