В сентябре 2021 года в Минской области стартовал социально-педагогический
проект «Письмо другу», участниками которого стали педагоги и
воспитанники учреждений дошкольного образования.
Проект "Письмо другу" в нашем саду.
Обоснование актуальности проекта
Одной из важнейших задач нравственного воспитания подрастающего поколения в современных социально-экономических условиях является воспитание любви к Родине. Чувство патриотизма многогранно по структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины.
Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому, у них единая основа – привязанность и чувство защищенности. Если педагоги и родители будут воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
Дошкольная педагогика определяет приоритетную роль таких средств патриотического воспитания дошкольников, как природное и социальное окружение, в котором они живут. Дополняет перечень средств патриотического воспитания художественная литература, музыка, изобразительное искусство, игровая и трудовая деятельность, праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.
Однако, как показывает практика, перед педагогами дошкольного образования стоит проблема поиска эффективных форм работы с детьми, определения взаимосвязи средств воспитания, позволяющих успешно решать задачи формирования основ гражданственности и патриотизма у дошкольников. Сложность решения задач патриотического воспитания определена возрастом детей – все чувства только зарождаются и не могут быть сформированы окончательно.
Данные факты определяют актуальность областного социально-педагогического проекта «Письмо другу».
Сроки реализации: сентябрь 2021 года – август 2022 года.
Цель проекта – воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природными и социальными объектами ближайшего окружения; развитие связной речи и культуры общения в процессе написания коллективных писем о своей малой родине сверстникам из других районов Минской области.
Задачи проекта:
- Изучить методику организации занятий по живому слову (составление коллективных писем).
- Определить природные и социальные объекты ближайшего окружения, доступные для восприятия детей дошкольного возраста.
- Разработать экскурсионные маршруты для детей к природным и социальным объектам населенного пункта, в котором находится учреждение образования.
- Включить в образовательный процесс проведение экскурсий по разработанным маршрутам, виртуальных экскурсий, проведение занятий по живому слову (составление коллективных писем) в рамках не регламентированной деятельности.
- Создать условия для привлечения родителей к участию в реализации проекта посредством организации в выходной день прогулок с детьми к природным и социальным объектам населенного пункта, в котором находится учреждение образования.
- Организовать переписку между учреждениями дошкольного образования Минской области.
- Обеспечить трансляцию результатов реализации проекта посредством сайтов.
- Представить итоги участия в проекте родительской и педагогической общественности в рамках мероприятий на уровне учреждения образования, района, области.
Основная идея проекта.
Систематическая работа по организации для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста экскурсий к природным и социальным объектам ближайшего окружения (виртуальных экскурсий), коллективное составление писем и переписка со сверстниками из других районов, будут способствовать формированию у детей дошкольного возраста представлений о своей малой родине, Минской области и Республике Беларусь, развитию культуры общения и связной речи, воспитанию основ патриотизма и гражданственности.
Основные теоретические положения проекта.
Реализация проекта предполагает:
определение наиболее интересных объектов в населенном пункте, где находится учреждение образования: природные и промышленные объекты, спортивные и культурные объекты, исторические места;
разработку планов-схем экскурсионных маршрутов, описание экскурсионных маршрутов (подготовительная часть, ход экскурсии, после экскурсионная работа);
разработку виртуальных экскурсий*;
включение экскурсий (виртуальных экскурсий*) как формы обучения в образовательный процесс;
организацию занятий по живому слову в рамках нерегламентированной деятельности воспитанников;
вовлечение родителей в образовательный процесс посредством организации в выходной день прогулок с детьми к отдаленным природным и социальным объектам населенного пункта, в котором находится учреждение образования;
организацию переписки с другими учреждениями дошкольного образования Минской области;
оформление альбома «Моя малая родина в письмах к друзьям» для фиксации результатов переписки;
создание районных электронных книг «… район в рассказах и рисунках дошколят»;
создание электронной книги «Минщина в рассказах и рисунках дошколят».
Реализация проекта будет способствовать:
формированию у детей представлений об интересных социальных и природных объектах ближайшего окружения, воспитанию основ гражданственности и патриотизма, развитию связной речи, навыков общения и изобразительной деятельности;
повышению уровня педагогических компетенций родителей в вопросах гражданского и патриотического воспитания детей, организации прогулок с детьми в выходной день; вовлечению родителей в образовательный процесс учреждения дошкольного образования;
развитию творческого потенциала и профессиональных компетенций педагогов в процессе реализации и представления результатов проекта.
Перечень экскурсионных маршрутов и их сроки
Экскурсионный маршрут |
Ответственные |
Срок выполнения |
Виртуальная экскурсия по Новой Боровой (взята из интернета) |
Старшие группы |
Октябрь |
Символы Новой Боровой (собака Боня и кот Оскар) |
Старшие группы (1, 4,6,7) |
Октябрь |
Спортивный комплекс «Олимпийский резерв» |
Посещение с законными представителями воспитанников средних и старших групп |
Ноябрь |
Центральная площадь нашего района |
Старшие группы (1, 4,6,7); Средние группы (5) |
Декабрь |
«Желтый жираф» -что ж это такое? (экскурсия в дошкольное учреждение) |
Старшие группы (1, 4,6,7) |
Январь |
Зимняя прогулка в лесопарке |
Посещение с законными представителями воспитанников средних и старших групп |
Февраль |
Православные места «Храм Всех Святых и Храм Святой Троицы» |
Посещение с законными представителями воспитанников старших групп |
Март |
Костел святого Франциска Ассизного |
Старшие группы (1, 4,6,7) |
Апрель |
«Школа будущего» |
Старшие группы (1, 4,6,7) |
Май |
Музей авиационной техники |
Посещение с законными представителями воспитанников средних и старших групп |
Июнь |
Национальная библиотека |
Посещение с законными представителями воспитанников средних и старших групп |
Июль |