Артикуляционная гимнастика

 

«ГРИБОК» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка  гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.

 

                  Под высокою сосной                          

  Мы грибок нашли с тобой.

Чтобы рос боровичок,

Подними вверх язычок.

 

«БЛИНЧИК» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы. 

  

Утром рано мы встаем,

Вкусные блины печем.

Ручейком по сковородке

Тесто растекается…

Посмотри, какой красивый

Блинчик получается.

 

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху - вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее  вниз рукой).

 

 

 

   Каждый раз по  воскресеньям

Мы едим с тобой варенье.

Верхнюю губу вареньем

Мы намажем, а потом

Язычком широким сразу

Мы варенье облизнем.

 

«ДЯТЕЛ»

Рот широко открыт и слегка растянут в улыбке, язычок в форме «чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам, а передний край  языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках».

 

Дятел на суку сидит,

Дятел дерево долбит.

 

«ЁЖИК»

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг ( правая щека- под верхней губой, левая щека- под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. Так "нарисовать" по 5- 6 кругов в одну и другую стороны. 

 

У меня в иголках шерстка

И в норе запасов горка.

Лучше ты меня не трожь!

Я – колючий серый еж!

  

«ЧИСТИМ ЗУБКИ»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

  

Мягкой щеткою с утра

Чистит зубки детвора.

Будут зубки сильные,

Белые, красивые!

  

«ИНДЮК»

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения, постепенно убыстряясь, затем добавить голос, чтобы слышалось «БЛ-БЛ-БЛ». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

  

Я - индюк « балды-балда»

Разбегайтесь кто  куда.

  

«КИСКА СЕРДИТСЯ»

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

  

Рассердилась наша киска:

Ей забыли вымыть миску.

Ты не подходи к ней близко-

Поцарапать может киска!

 

«КАЧЕЛИ»

Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

 

 На веселые качели

Таня и Никита сели.

Опустились вниз качели,

А потом наверх  взлетели.

Вместе с птицами, наверно,

Улететь они  хотели.

 

«МАЛЯР»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

 

Стал язычок твой маляром,

Он будет красить старый дом:

Вперед-назад, вперед-назад…       Ремонту каждый будет рад.

 

 «СЛОНИК»

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

  

В гости к нам пришел слоненок,

Удивительный ребенок.

На слоненка посмотри,

Губки хоботком тяни.

 

«МЕСИМ ТЕСТО»

«Накажем непослушный язычок»

Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

  

Язычок твой – озорник,

Он не слушает тебя.

Накажи его скорее:

«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

 

«ЧАСИКИ»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

  

Ходит мятник в часах:

           Влево - тик, а вправо – так.        

Ты сумеешь сделать так:

Тик и так, тик и так?

 

«ЧАШЕЧКА»

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

 

                        Будешь пить с друзьями чай                 

 Ты из  чашки новой.

Эту чашку показать

Ты сейчас пробуй!

  

«УЛЫБКА»

 Улыбнуться, показать сомкнутые губки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

  

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Мы потянем - перестанем

И нисколько не устанем.

  

«ЗАБОРЧИК»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние сомкнутые зубы.

 

Наши губки улыбнулись,  Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «И-и-и» скажи,

Свой заборчик покажи.

 

«ЛОШАДКА»

Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и «прыгал» только язык.

  

Я - весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

свернуть

Советы родителям по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

  Самой главной ценностью человека является его здоровье. Дошкольный возраст – это период, когда закладывается фундамент здоровья. Многолетний опыт работы в саду показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными субъектами коррекционного процесса, помощниками учителя дефектолога в формировании речи дошкольников. 

     По статистике 70 – 90% детей, посещающих учреждения дошкольного образования, имеют проблемы с речевым развитием, что может обуславливать трудности обучения в школе. 

Как развить речь ребенка? 

  • С малышом нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике – в человеке, который не просто говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать. 
  • Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, что он делает. Помогайте употреблять известные ему слова. Учите играть в сюжетные игры, сопровождая их словестными комментариями. 
  •  На прогулке показывайте малышу новые для него предметы и рассказывайте о них, интонационно выделяя голосом новое слово. 
  • Ваша речь, обращенная к ребенку, должна быть правильной. Четко произносите слова и фразы, не заигрывайте с ребенком, копируя его произношение. Ваша речь должна служить образцом для малыша! 
  • Разглядывайте с ребенком книги, в которых есть иллюстрации. Учите его показывать вам картинки, которые вы называете, и самому рассказывать о том, что на них нарисовано. 
  • Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм. 

Следуя этим простым советам, вы будете способствовать успешному развитию мышления и речи вашего ребенка. 

Звукопроизношение у детей 

Норма и патология 

     С рождения малыш распознает и отличает речь от других звуков, которые слышит, почти сразу начиная узнавать голос матери. На протяжении первого года активно развивается его способность понимать речь окружающих. 

     К трем годам словарный запас ребенка достигает приблизительно тысячи слов. Малыши узнают и называют картинки в книжках. В их речи появляются более сложные предложения. Дети с хорошо развитой речью начинают говорить сложноподчинёнными предложениями: «Когда я буду большой, я тебя подниму». 

     Языковые возможности ребенка постоянно совершенствуются  в общении с окружающими людьми. Трехлетний малыш говорит окружающим о том, что ощущает, испытывает, о чем думает, может выразить свое отношение к людям – любовь, ласку, недовольство. 

     Развивается и произносительная сторона речи: к трем годам большинство детей правильно и четко произносят многие звуки, хотя речь не всегда понятна окружающим. Наиболее характерной чертой произношения в этом возрасте является смягченность:   ребенок произносит слово «масинка» вместо «машинка». 

     У некоторых отсутствуют в речи шипящие звуки, звук [р], замена звука [л] на [й], т.к. артикуляционный аппарат еще недостаточно окреп. Все эти нарушения речи относятся к так называемым  физиологическим нарушениям, которые являются нормальным возрастным этапом становления речи. Однако у некоторых детей могут наблюдаться неправильное формирование речи, задержка речевого развития. В этом случае необходимо обратиться к специалисту – учителю-дефектологу. 

     Хочется обратить внимание родителей на то, что уже в младшем дошкольном возрасте у половины детей наблюдаются патологические формы развития речи. Поэтому нужно как можно раньше обращаться за помощью к специалистам. 

В каких случаях нужна консультация учителя-дефектолога: 

  • У ребенка не развивается фразовая речь, в его словаре имеются только небольшой набор лепетных или искаженных слов; 
  • Малыш не использует речь как средство общения с окружающими; 
  • Он может говорить некоторые слова, но произносить их несоответственно к предмету, объекту или ситуации; 
  • Вас настораживает тембр голоса ребенка (писклявый, грубый или гнусавый); 
  • Малыш заикается; 
  • Вы замечаете нехарактерное произношения ряда звуков: во время разговора кончик языка высовывается между зубами, раздуваются щеки, отчего речь приобретает  шепелявый или «хлюпающий» характер. 

 

Осознанное дыхание -  путь к здоровью 

     Одной из причин нарушения звукопроизношения является неправильное дыхание. От него во многом зависит здоровье человека, его физиологическая и умственная деятельность.  Дыхательная функция важна для нормальной жизнедеятельности детского организма. Однако дыхательная система ребенка еще несовершенна, особенно у детей с речевыми нарушениями. У таких детей дыхание поверхностное учащенное. Следует учить их дышать правильно, глубоко и равномерно. Дышать надо через нос. Необходимо научить детей регулировать дыхание. 

     Родители, к сожалению, не всегда обращают должного внимания на особенности дыхания. При обследовании детей с речевыми нарушениями было выявлено, что больше чем у половины из них нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, гипертрофия небных миндалин 2 – 3 степени и др.) 

При неправильном дыхании: 

  • Организм получает меньше кислорода; 
  • Изменяется голос, нарушается речь; 
  • Наблюдается затруднения в пережевывании пищи; 
  • Притупляется обоняние; 
  • Пропадает аппетит; 
  • Искривляются зубы; 
  • Дети раздражительны, плаксивы, рассеяны и вялы. 

Дыхательная гимнастика – залог успеха 

    Дыхательная гимнастика помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простуде и другим заболеваниям, а так же выносливости при физических нагрузках. 

Дыхание можно и нужно тренировать. 

Упражнения на дыхание: 

  • «Ароматные коробочки» 

Понюхать коробочки с еловыми или сосновыми иголками, апельсиновыми корочками. Определить запах. 

  • «Упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата» 

Повторить с ритмичными интервалами, как бы выталкивая воздух через рот согласные звуки [б, в, м, н, т, ж, ш, ф] 

  • Очень полезно следующее упражнение: 5 – 6 раз вдыхать и выдыхать воздух, закрыв рот. Кисти рук при этом нужно положить на шею сзади или на верхнюю часть живота.   

Речь и развитие моторики, их взаимосвязь 

Развитие речи тесно связано с развитием моторики, особенно мелкой моторики пальцев рук. Игры с пальчиками – средство, повышающее работоспособность головного мозга. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие ребенка и особенно его речь. 

Игры и упражнения: 

v  На развитие тактильного восприятия 

«Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» (ребенок опускает руку в мешок со знакомым предметом или игрушкой и на ощупь определяет, что это) 

v  Игры с водой 

«Тонет – не тонет», «Теплый - холодный» и т.д. 

v  С песком и другим сыпучим материалом 

«Печем куличики», «Рисуем палочкой», «Найди клад» и др. 

v  Игры с нанизыванием 

«Собери бусы», «Собери пирамидку», «Проведи дорожку»… 

v  Фольклорные пальчиковые игры 

«Сорока - ворона», «Ладушки» 

v  На выкладывание 

«Мозаика», «Пазлы», «Разрезные картинки», «Кубики» 

v  «Шнуровки», «Застежки» и др. 

свернуть

Консультация для воспитателей на тему « Профилактика нарушений речи у дошкольников»

         В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания
специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика
показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами
речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению
речевых нарушений у дошкольников учителей-дефектологов и воспитателей дошкольных
учреждений.
         Работа учителя-дефектолога в детском дошкольном учреждении включает в себя несколько
направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение
возможных вторичных нарушений речи, и профилактика речевых нарушений до их
возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии
нарушений, и параллельная коррекция, и развитие других психических функций, таких как
слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое
мышление. Зачастую, вся коррекционная работа воспринимается как некие действия,
направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. Это понятно, так как
нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают
наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе не рассматриваются
другие направления работы учителя-дефектолога. Одним из важнейших направлений
является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного
возраста. Каковы же причины возникновения речевых нарушений?
     Среди последних можно выделить:
  1. ухудшение экологической обстановки;
  2. увеличение числа патологий беременности;
  3. увеличение количества родовых травм;
  4. ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
  5. различные социальные причины.
       Хотелось бы отдельно остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений.
Прежде всего, следует отметить снижение уровня языковой культуры общества в целом.
Наши дети зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и
далеко не литературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего
содержание и речевое оформление программ телевидения и компьютерных роликов.
Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной
возникновения у детей дефектов речи (по типу искажение). При таком положении вещей
маленький ребенок не в состояний воспринимать языковую норму родного языка,
артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или
неточное восприятия речевых звуках. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов
звукопроизношения.
       Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут
повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического
слуха, задержку формирования навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов,
обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое
нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении
ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей,
уделять внимание ее чистоте и правильности.
По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию
правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить
появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие
более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.
Как отмечалось ранее, речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его
взрослыми. В этом смысле большая работа в формировании правильной речи принадлежит
воспитателям детских дошкольных учреждений. Если одной из задач учителя-дефектолога
является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии
ребенка, то задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном
речевом развитии. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает
развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи,
звукопроизношения. Таким образом, воспитание звуковой культуры речи является составной
частью системы работы по развитию речи. Основными компонентами звуковой культуры речи
являются ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем).
      Работа воспитателя по формированию звуковой стороны речи включает в себя несколько
этапов:
     1.подготовительный;
     2.этап появления звука;
     3.этап усвоения и автоматизации звука (правильное произношение звука в связной речи)
     Хотелось бы отдельно остановиться на двух первых этапах речевой работы. Они включают в
себя:
  1. развитие слухового внимания детей;
  2. развитие мелкой моторики рук у детей;
  3. развитие подвижности артикуляционного аппарата;
уточнение артикуляции и произношения звука или его вызывание по подражанию.
В детском саду широко используются различные игры на развитие слухового внимания у
детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речевками, представлена предметная среда для
развития мелкой моторики пальцев рук. Это хорошо. Но при обследовании детей,
нуждающихся в специализированной коррекционной помощи, выявляется , что зачастую
мышцы пальцев рук у них слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут
ее удержать. Особые трудности вызывают задания на смену пальчиковых поз,
воспроизведение заданного темпа в движениях. В чем же причина таких нарушений?
Подробно не останавливаясь на анатомических и физиологических аспектах, рассмотрим
педагогические причины. Дети при проведении пальчиковых игр коллективно выполняют
движения неточно, не осознают отдельные положения пальцев, отвлекающим моментом
является и речевое сопровождение игры. В связи с этим представляется целесообразным
наряду с использованием пальчиковых игр, ежедневное проведение пальчиковой гимнастики
с детьми, которая включает в себя комплекс отдельных или чередующихся в определенном
порядке и темпе поз и движений для пальцев рук. Это позволит более комплексно проводить
работу по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей.
       Уточнение артикуляции и произношения звука очень важно в процессе работы по развитию
речи. Оно позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить
кинестетические и слуховые ощущения. Зачастую данный вид речевой деятельности
проводится коллективно в виде заучивания и проговаривания стихотворений и речевок,
насыщенных соответствующим звуком или включающих в себя звукоподражание. Такая
форма действительно эффективна, если звук появляется у ребенка спонтанно и уже
достаточно автоматизирован в самостоятельной речи. Если же данный звук еще не
сформирован, или процесс автоматизации не завершен, то происходит фиксация дефектного
звука в речи ребенка, что в дальнейшем потребует кропотливой коррекционной работы.
Исходя из этого, целесообразнее совмещать работу по уточнению положения органов
артикуляционного аппарата при данном звуке с проговариванием речевок. При этом
проговаривание воспитателя должно быть четким, с хорошей артикуляцией наиболее
значимых моментов, желательно в умеренном темпе.
       Уточнение положения органов артикуляции при произнесении отдельных звуков
представляется невозможным без предварительной работы по развитию артикуляционной
моторики у детей. Дети должны обладать элементарными знаниями о строении ротовой
полости, о возможных движениях органов артикуляции. В соответствии с программой
воспитания и обучения в детском саду знакомство детей со звуками речи происходит в
определенной последовательности, повторяющей основные этапы становления речи при
нормальном речевом развитии. В связи с этим очень важно ознакомление детей со звуками
речи с выполнением артикуляционных тренировочных упражнений, которые способствуют
формированию и закреплению правильных произносительных умений и навыков. Для
достижения желаемого результата необходимо выполнять соответствующий комплекс
артикуляционной гимнастики в группе.
        Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию
артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков
создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей
дошкольного возраста.
        В этой связи одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения становится
организация взаимодействия различных специалистов (учителя-дефектолога, воспитателей,
психолога, музыкального работника и т.д.) и родителей с целью создания эффективных
условий для правильного развития речи.
        В заключение хочется перефразировать слова юного волшебника:
«Воспитатели - не волшебники. Но их мастерство и умения творят чудеса». И так хочется,
чтобы их усилия и старания не пропали даром. А воспитанники блистали не только умом и
талантом, но и красноречием.
свернуть
Меню раздела